Распродажа

Электронные компоненты со склада по низким ценам, подробнее >>>

Журнал Радио

2004: 
1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8
2003: 
1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12
2002: 
1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12
2000: 
1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12
1999: 
1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12
1998: 
1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12
1971: 
1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12
1947: 
1, 2, 3, 4, 5
1946: 
1, 2, 3, 4-5, 6-7, 8-9

Новости электроники

В 14 раз выросло количество россиян на MediaTek Labs ? проекте по созданию устройств "интернета вещей" и "носимых гаджетов"

Сравнив статистику посещения сайта за два месяца (ноябрь и декабрь 2014 года), в MediaTek выяснили, что число посетителей ресурса из России увеличилось в 10 раз, а из Украины ? в 12. Таким образом, доля русскоговорящих разработчиков с аккаунтами на labs.mediatek.com превысила одну десятую от общего количества зарегистрированных на MediaTek Labs пользователей.

Новое поколение Джобсов или как MediaTek создал свой маленький "Кикстартер"

Амбициозная цель компании MediaTek - сформировать сообщество разработчиков гаджетов из специалистов по всему миру и помочь им реализовать свои идеи в готовые прототипы. Уже сейчас для этого есть все возможности, от мини-сообществ, в которых можно посмотреть чужие проекты до прямых контактов с настоящими производителями электроники. Начать проектировать гаджеты может любой талантливый разработчик - порог входа очень низкий.

Семинар и тренинг "ФеST-TIваль инноваций: MAXIMум решений!" (14-15.10.2013, Новосибирск)

Компания Компэл, приглашает вас принять участие в семинаре и тренинге ?ФеST-TIваль инноваций: MAXIMум решений!?, который пройдет 14 и 15 октября в Новосибирске.

Мне нравится

Комментарии

дима пишет в теме Параметры биполярных транзисторов серии КТ827:

люди куплю транзистар кт 827А 0688759652

тамара плохова пишет в теме Журнал Радио 9 номер 1971 год. :

как молоды мы были и как быстро пробежали годы кулотино самое счастливое мое время

Ивашка пишет в теме Параметры отечественных излучающих диодов ИК диапазона:

Светодиод - это диод который излучает свет. А если диод имеет ИК излучение, то это ИК диод, а не "ИК светодиод" и "Светодиод инфракрасный", как указано на сайте.

Владимир пишет в теме 2Т963А-2 (RUS) со склада в Москве. Транзистор биполярный отечественный:

Подскажите 2т963а-2 гарантийный срок

Владимир II пишет... пишет в теме Параметры биполярных транзисторов серии КТ372:

Спасибо!

Журнал Радио 2 номер 1998 год. ВИДЕОТЕХНИКА

ВИДЕОТЕХНИКА ФОРМАТА VIDEO-8 SONY - РАЗРАБОТЧИК ФОРМАТА. СИГНАЛОГРАММА. РЕМОНТ

Ю. ПЕТРОПАВЛОВСКИЙ, г. Таганрог 

Фирма SONY известна во всем мире как ведущий производитель высококачественной электронной аппаратуры, в которой воплощены оригинальные идеи, защищенные множеством патентов. И хотя в начале внедрения бытовой техники видеозаписи формат "Бетамакс", разработанный компанией, потерпел неудачу и был вытеснен с рынков по многим причинам форматом VHS фирмы JVC, SONY быстро выпустила аппаратуру нового формата VIDEOS (высококачественная версия - HI8), который с огромным успехом конкурирует с VHS и получил признание пользователей. Для широкого круга читателей, видимо, интересна история создания и развития фирмы. Об этом, а также о формате VIDEOS, производстве видеокамер такого формата и их ремонте пойдет речь в помещаемом здесь материале.

Еще пять-шесть лет назад трудно было представить, что информация о сервисе восьмимиллиметровой видеотехники может заинтересовать многих специалистов и радиолюбителей, занимающихся ремонтом бытовой аппаратуры. Сравнительно небольшое число камкордеров VIDEO-8, находившихся в эксплуатации у населения, были в основном марки SONY, отличались очень высокой надежностью и, естественно, в ремонте почти не нуждались.

В 1997 г. ситуация сложилась совершенно иная. Соотношение между ценами на различные товары широкого потребления разительно изменилось. Многие читатели, наверное, помнят, как трудно было в (1985-1991 гг. приобрести популярный видеомагнитофон "Электроника ВМ12" ценой 1200 руб. (что было эквивалентно 6000 батонов хлеба по 20 коп.). В 1997 г. он стоил 600 тыс. руб. (или 300 батонов хлеба по 2000 руб.). Наиболее дешевые восьмимиллиметровые видеокамеры сейчас продают по цено 2,5 млн руб. (или 1250 батонов хлеба). Многократно увеличилось и число их продаж, что сразу же почувствовали ремонтные службы.

В начале 1997 г. книжные лотки радиорынков в крупных городах России могли предложить покупателям сборник ксерокопий схем под названием "Видеокамеры, принципиальные электрические схемы" (Вып. 1.1996 г.), где рассмотрены схемы пяти моделей камкордеров VIDEO-8 фирмы SONY. Каких-нибудь других источников доступной информации по этой тематике в нашей стране по осторожным оценкам чрезвычайно мало (сказанное относится и к современным видеокамерам других форматов). Поэтому материалы по устройству, ремонту, особенностям эксплуатации видеомагнитофонов и видеокамер формата VIDEO-8 весьма необходимы.

Было бы неверно, по мнению автора, рассматривать только технические аспекты по данной тематике, не затрагивая историю и не упоминая имен истинных "виновников" всего этого изобилия высококачественной аппаратуры на прилавках наших магазинов.

"Сделано в Японии. История фирмы SONY" - название книги Акио Мориты, изданной в США в 1986 г. и переведенной на русский язык [1]. Редактор русского издания А. Ю. Юданов открывает вступительную статью словами: "Книга, лежащая перед читателем, принадлежит перу выдающегося капиталиста наших дней". Такое "режущее" наш слух высказывание тем не менее соответствует действительности, поскольку всемирно известный транснациональный концерн SONY - детище двух энтузиастов радиотехники и талантливых организаторов производства.

Сразу после войны в разрушенной Японии не хватало практически всего. Большинство секторов рынка бытовой техники было относительно свободно, и наладив производство несложных, но пользующихся спросом изделий, можно было добиться получения больших прибылей. Многие компании пошли по этому пути, но только не SONY.

7 мая 1946 г. в полусгоревшем Токийском универмаге "Сирокия" собралась группа инженеров, чтобы учредить новую компанию "Токио телекоммьюникейшнз инжиниринг корпорейшн" (старые названия даны по книге А. Мориты в русском переводе), впоследствии SONY. Основатели компании Масару Ибука и Акио Морита смогли тогда собрать всего 500 долл. А спустя почти пятьдесят лет, в 1995 г., свыше 120 тысяч сотрудников SONY обеспечили компании прирост годового дохода в 6,7 %. или на 66,38 млрд немецких марок только в Европе [2]. М. Ибука и А. Морита с самого начала отказались от легких путей в бизнесе. У них была цель: сделать свою компанию новатором, "мозговым трестом", который будет производить новейшие техноемкие и только высококачественные товары.

Первой удачей, принесшей доход новой компании, была организация в 1946 г. производства коротковолновых конвертеров-приставок к средневолновым приемникам. Во время войны коротковолновые приемники в Японии были запрещены, поэтому после войны приставки в виде деревянного ящика с одной радиолампой пользовались большим спросом.

В том же 1946 г. в одном из кабинетов NHK (японская радиовещательная корпорация) М. Ибука впервые увидел магнитофон "Вилкокс гэй" американского производства. Он сразу принял решение сконструировать новый магнитофон для Японии. Наиболее трудным оказалось изготовление магнитной ленты, которую в Японии никто не производил. М. Ибука, А. Морита и молодой инженер Нобутоси Кихара работали методом проб и ошибок: разрезали бритвами целлофан (впоследствии бумагу) на полосы и затем покрывали его различными материалами.

Необходимый для магнитного слоя окисел железа экспериментаторы получили, обжарив на сковороде оксалат железа. Труднее всего было равномерно нанести его на бумажную ленту. Самые лучшие результаты дало покрытие вручную кисточками из щетины с брюшка енота! По словам М. Ибуки, качество бумажной ленты было ужасным. Не могло быть и речи о еe промышленном выпуске. Поэтому все усилия специалисты направили на создание технологии производства ленты с пластиковой основой. Задача была успешно решена, что в дальнейшем получило международное признание. В частности, в 1965 г. компания IBM предпочла ленту SONY для запоминающих устройств своих компьютеров.

Первый магнитофон (модель "G") весом 35 кг был выпущен в 1950 г. Стоил он 170 тыс. иен (470 долл.). Однако поначалу его совершенно не хотели покупать. Говорили одно и то же: "Для игрушки слишком дорого".

Долгие и безрезультатные мытарства все же натолкнули А. Мориту на верную мысль: искать покупателей только среди людей и организаций, которые могут оценить полезность совершенно новой вещи, какой в то время был в Японии магнитофон. Первые двадцать аппаратов купил Верховный суд Японии (там не хватало квалифицированных стенографистов). Большое число магнитофонов приобрело министерство просвещения, используя их в помощь изучающим английский язык в школах (специально для этого был спроектирован упрощенный односкоростной магнитофон модели "Н").

К этому времени относится и первая победа фирмы на лицензионном "фронте". В 1949 г. "ТОЦУКА" (так тогда называлась SONY) приобрела у компании "АНРИЦУ ЭЛЕКТРИК" (филиал фирмы NEC) половину патента на систему высокочастотного подмагничивания, зарегистрированного в Японии доктором Кэндзо Нагаи. Первое публичное сообщение о применении ВЧ подмагничивания относится к 1938 г. [3]. Патент давал право на лицензионные отчисления фактически со всех импортируемых в страну магнитофонов. Одной из компаний, нарушивших патентное законодательство, была токийская "БАЛКОМ ТРЕЙДИНГ КОМПАНИ". Выигранный в суде иск против этой компании привел к опечатыванию ее таможенного склада, что стало сенсацией в местной прессе. "БАЛКОМ" ввозила магнитофоны из США, производители которых имели лицензию на систему ВЧ подмагничивания компании "АРМОР РИСЕРЧ". В течение трех лет юрист этой фирмы Дональд Симпсон защищал ее интересы, однако все же "АРМОР РИСЕРЧ" вынуждена была признать приоритет патента К. Нагаи. Впоследствии А. Морита принял Д. Симпсона на работу в SONY.

В 1960 г. SONY выпустила на рынок первый в мире переносный транзисторный телевизор (модель TV8-301), который сразу начал пользоваться большим спросом. С этого времени специалисты фирмы приступили и к разработке видеомагнитофонов.

Среди многочисленных вариантов конструкций широкое международное признание получили кассетные видеомагнитофоны формата U-MATIC (1969 г.) с лентой шириной три четверти дюйма. Многие тысячи таких аппаратов продолжают работать на телекомпаниях всего мира, в учебных заведениях и промышленных компаниях. Однако М. Ибука не был удовлетворен, так как видеомагнитофоны U-MATIC были слишком громоздки и дороги для бытовых целей. А. Морита пишет в своей книге, как однажды М. Ибука после поездки в США созвал всю группу по разработке видеомагнитофонов, подчеркнув, что домашний видеомагнитофон - самый важный проект. Достал из кармана небольшую книжку и сказал: "Вот какого размера должна быть кассета, это ваша задача. Я хочу, чтобы на кассете такого размера можно было записать по меньшей мере часовую программу" [1].

Достижение невиданной ранее плотности записи было обеспечено за счет устранения межстрочных промежутков путем введения азимутальных наклонов видеоголовок. Разработку нового формата, получившего название "Бетамакс", осуществил блестящий исследователь фирмы Н. Кихара. По-японски "бэта" означает сочную сплошную линию, проведенную кистью без пропусков или пробелов (имеется в виду отсутствие защитных полос на ленте).

Внедрение кассетных видеомагнитофонов на рынки Японии, США и Европы происходило в острой конкурентной борьбе и сопровождалось весьма драматическими событиями, о которых у нас практически ничего неизвестно. А. Морита поставил цель: устранить основной недостаток телевидения - привязку передач ко времени, т. е. дать зрителям возможность смотреть необходимые передачи в удобное время. Он выступал с речами, пропагандируя идею "временного сдвига", чем сразу навлек гнев кинопродюсеров. Компании "Юниверсал сити стюдьес" и "Уорлд Дисней продакшнз" подали на SONY в суд, обвиняя ее в нарушении авторских прав, наносимых, по их мнению, видеозаписью, через восемь лет Верховный суд вынес вердикт, признающий право телезрителей бесплатно записывать телевизионные передачи.

SONY одержала победу, и здесь уместно привести слова А. Мориты по этому поводу: "Наш кассетный видеомагнитофон послужил первым техническим средством, доступным для простых людей, который позволял ввести понятие "временной сдвиг" телевидения. Наши японские конкуренты шли за нами по пятам. Американских конкурентов у нас не было". По многим причинам "Бетамакс" был вытеснен форматом VHS фирмы JVC и не в последнюю очередь стараниями голливудских ки нокомпаний, выпустивших огромное число фильмов на видеокассетах VHS. Впоследствии, чтобы не допустить повторения такой ситуации, SONY в 1988 г. купила фирму *Си-Би-Эс рекордз" (2 млрд долл.), а в 1989 г. - гордость американской кинопромышленности "Коламбия Пикчерз" (3,4 млрд допл.), которые стали производить видеопродукцию в соответствии с техническими требованиями SONY.

Удачную попытку потеснить формат VHS на рынке бытовых видеомагнитофонов SONY предприняла в 1983 г., выпустив восьмимиллиметровую аппаратуру. Однако успех у покупателей видеомагнитофоны VIDEO-8 (VIDEO-HI8) приобрели не только за счет своих эксплуатационных достоинств, но и за счет применения в камкордерах, где они в основном используются, новых высокоэффективных узлов и устройств. К ним относятся, например, высокочувствительные матрицы ПЗС, цветные жидкокристаллические дисплеи и видоискатели, оптические стабилизаторы, блоки цифровой обработки видео- и звуковых сигналов и т. д.

На рис. 1 показаны сигналограммы формата VIDEO-8. опубликованные вещательной корпорацией Японии jNHK) в журнале "ТЭРЭБИДЗЕН ГАККАИСИ" за 1985 г. [4]. Цифрами на рисунке обозначены: 1 - головка монтажных импульсов; 2,17 - направление движения ленты: 3 -дорожка вспомогательных монтажных импульсов; 4, 11 - часть строчки записи видеосигнала + ЧМ сигнала звука + пилот-сигнала трекинга; 5, 10 — часть строчки записи ИКМ сигнала звука + пилот-сигнала трекинга; 6 - головка звука; 7, 16 -базовый край ленты; 8,15 - направление вращения видеоголовки; 9 - вспомогательная дорожка звука; 12 - ось видеодорожки; 13 - место записи кадрового синхроимпульса: 14 - момент переключения видеоголовки. Угол сканирования дорожки ИКМ сигнала звука равен 30°.

В формате предусмотрены две продольные дорожки для записи вспомогательных монтажных импульсов и звука, однако на практике, по крайней мере в бытовой аппаратуре, неподвижные головки не устанавливают, а вся необходимая информация записывается на ленту вращающимися головками.

Для обеспечения точного следования видеоголовок по строчкам записи одновременно с видеосигналом записывается специальный чвтырехчастотный пилотсигнал системы автотрекинга, лежащий в области низких частот (ниже сигналов цветности). Считываемые при воспроизведена сигналы автотрекинга позволяют САР постоянно поддерживать оптимальное динамическое положение видеоголовок на сигналограмме (в формате VHS системы автотрекинга включаются только при установке кассеты или после прохождения незаписанных участков на ленте).

Из двух способов записи звука на практике нашел применение один - с использованием частотной модуляции на поднесущей 1,5 МГц. Так как сигналы звука и изображения записываются одними и теми же видеоголовками, влияние сигналов изображения на звуковой тракт потенциально выше, звуковая поднесущая выделяется только частотной селекцией (в формате VHS/HI-FI STEREO дополнительно улучшают разделение за счет разных азимутальных углов видео- и звуковых головок и за счет записи ЧМ сигнала звука в глубинных слоях ленты). Это обстоятельство не позволяет в полной мере отнести качество звука видеомагнитофонов VIDEO-8 к категории HI-FI в основном по отношению сигнал/шум и динамическому диапазону. Более высококачественный звук дают наиболее дорогие аппараты высококачественной версии восьмимиллиметрового формата - HI8, использующие способ импульсно-кодовой модуляции. Однако из-за сравнительно низкой частоты дискретизации (31,25 кГц) полоса воспроизводимых частот ИКМ канала ограничена значениями 20... 15 ООО Гц.

(Окончание следует)

Вернуться к содержанию журнала "Радио" 2 номер 1998 год







Ваш комментарий к статье
Журнал Радио 2 номер 1998 год. ВИДЕОТЕХНИКА :
Ваше имя:
Отзыв: Разрешено использование тэгов:
<b>жирный текст</b>
<i>курсив</i>
<a href="http://site.ru"> ссылка</a>