Распродажа

Электронные компоненты со склада по низким ценам, подробнее >>>

Журнал Радио

2004: 
1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8
2003: 
1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12
2002: 
1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12
2000: 
1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12
1999: 
1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12
1998: 
1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12
1971: 
1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12
1947: 
1, 2, 3, 4, 5
1946: 
1, 2, 3, 4-5, 6-7, 8-9

Новости электроники

В 14 раз выросло количество россиян на MediaTek Labs ? проекте по созданию устройств "интернета вещей" и "носимых гаджетов"

Сравнив статистику посещения сайта за два месяца (ноябрь и декабрь 2014 года), в MediaTek выяснили, что число посетителей ресурса из России увеличилось в 10 раз, а из Украины ? в 12. Таким образом, доля русскоговорящих разработчиков с аккаунтами на labs.mediatek.com превысила одну десятую от общего количества зарегистрированных на MediaTek Labs пользователей.

Новое поколение Джобсов или как MediaTek создал свой маленький "Кикстартер"

Амбициозная цель компании MediaTek - сформировать сообщество разработчиков гаджетов из специалистов по всему миру и помочь им реализовать свои идеи в готовые прототипы. Уже сейчас для этого есть все возможности, от мини-сообществ, в которых можно посмотреть чужие проекты до прямых контактов с настоящими производителями электроники. Начать проектировать гаджеты может любой талантливый разработчик - порог входа очень низкий.

Семинар и тренинг "ФеST-TIваль инноваций: MAXIMум решений!" (14-15.10.2013, Новосибирск)

Компания Компэл, приглашает вас принять участие в семинаре и тренинге ?ФеST-TIваль инноваций: MAXIMум решений!?, который пройдет 14 и 15 октября в Новосибирске.

Мне нравится

Комментарии

дима пишет в теме Параметры биполярных транзисторов серии КТ827:

люди куплю транзистар кт 827А 0688759652

тамара плохова пишет в теме Журнал Радио 9 номер 1971 год. :

как молоды мы были и как быстро пробежали годы кулотино самое счастливое мое время

Ивашка пишет в теме Параметры отечественных излучающих диодов ИК диапазона:

Светодиод - это диод который излучает свет. А если диод имеет ИК излучение, то это ИК диод, а не "ИК светодиод" и "Светодиод инфракрасный", как указано на сайте.

Владимир пишет в теме 2Т963А-2 (RUS) со склада в Москве. Транзистор биполярный отечественный:

Подскажите 2т963а-2 гарантийный срок

Владимир II пишет... пишет в теме Параметры биполярных транзисторов серии КТ372:

Спасибо!

Журнал "Радио", номер 9, 1999г.
Автор:А. Шихатов, г. Москва

    Эксперименты по воссозданию в салоне автомобиля звуковой картины, максимально приближенной к естественной, привели автора этой статьи к необходимости ввести в аудиосистему тыловой канал. Система с тыловым каналом была с успехом опробована и на недавних летних соревнованиях по автозвуку (о них мы уже сообщали на страничках нашего сайта в Интернете).

    Представляемый читателям простой "процессор" тылового канала, видимо, - не окончательный вариант, но и в этом исполнении он весьма заинтересовал судей... Достигаемый с помощью такого устройства эффект понравился и работникам редакции.

    Существует несколько способов получения эффекта пространственного звучания. Еще в середине 50-х годов фирмами Philips, Grundig, Telefunken были опробованы системы трехмерного воспроизведения 3D и Raumton [1]. Сами по себе эти системы были монофоническими, но дополнительные громкоговорители (обычно встроенные, реже - выносные), излучающие звук вправо, влево или вверх, за счет его отражения от стен и потолка помещения прослушивания создавали впечатление большого пространства. В дальнейшем для передачи рассеянного диффузного звука были разработаны так называемые амбиофонические системы, нашедшие применение, главным образом, в больших киноконцертных залах. Дополнительный канал (или каналы) в таких системах имеет меньшую мощность, чем основные, а его частотный диапазон соответствует полосе частот диффузного звукового сигнала (примерно 300...5000 Гц). Основной же системой передачи и записи звука стала двухканальная стереофония.

    Новым этапом в развитии амбиофонических систем явилось квадрафоническое четырехканальное звуковоспроизведение. В отличие от старой системы здесь все каналы воспроизведения звука равноценны. Дискретная (полная) квадрафония, обеспечивавшая максимальный эффект присутствия, предполагает наличие четырех каналов передачи звука. В силу этого она оказалась абсолютно несовместимой с существовавшими на тот момент двухканальными системами. Для преодоления этого препятствия было создано несколько систем матричной квадрафонии (по терминологии того времени - квазиквадрафонии), в которых исходные сигналы четырех каналов матрицировались для передачи по двум каналам, а при воспроизведении исходные сигналы восстанавливались путем суммарно-разностных преобразований.

    Однако, поскольку ни одна из названных систем не была ни квадрафонической, ни полностью совместимой с двухканальной стереофонической (из-за малых переходных затуханий), они быстро сошли со сцены. Пик популярности квадрафонических систем пришелся на первую половину 70-х годов, да и популярность эта была, скорее, данью моде. И все-таки усилия, затраченные конструкторами на создание матричных систем, не пропали даром.

    В процессе их разработки было выяснено, что значительная часть пространственной информации содержится в разностном сигнале стереоинформации, который можно подать на громкоговорители тыловых каналов или в чистом виде, или в комбинации с некоторой долей фронтальных сигналов. В простейшем случае для этого не нужны даже дополнительные каналы усиления, а матрицирование сигналов можно провести на выходе усилителя [2]. Так появилось на свет несколько новых псевдоквадрафонических систем, полностью вытеснивших с рынка квадрафонические системы производства середины 70-х годов.

    Следует сказать, что подобные системы, конечно, не были квадрафоническими, но они приближались к ним, обеспечивая приличное качество звучания

    Впрочем, и их триумф был недолгим. Объяснялось это недостатками носителей сигнала - винилового диска (грампластинки) и магнитной ленты. Некоррелированные шумы левого и правого каналов не вычитались, что в сочетании с относительно невысоким уровнем самого разностного сигнала сильно ухудшало отношение сигнал/шум в тыловых каналах.

    Интерес к матричным псевдоквадрафоническим системам вновь возник с появлением цифровых носителей информации, уровень собственных шумов которых пренебрежимо мал, а потому использование разностного преобразования практически не способно уменьшить динамический диапазон системы. В основе современных аналоговых систем пространственного звучания (Dolby Surround, Dolby Pro Logic, Q-Sound, Curcle Surround и других) лежит все та же идея суммарно-разностного преобразования, дополненная "фирменными" алгоритмами обработки полученного сигнала, а в некоторых системах, цифровой линией задержки, обеспечивающей имитацию отраженного звука.

    Разработанные первоначально для систем "домашнего театра" процессоры объемного звучания в последнее время начали активно использоваться и в автомобильных аудиосистемах, поскольку их применение позволяет значительно улучшить звучание технически соверкомплексов помещении, но и в салоне автомобиля. К тому же, в автомобиле взаимное положение слушателя и акустических систем строго определено, а это облегчает проектирование и настройку тыловых каналов.

    Весьма существенный недостаток матричных систем прошлого, как промышленных, так и любительских, состоит в том, что в них отсутствует зависимость уровня сигнала тылового канала от характера фонограммы. На самом деле при малом относительном уровне тылового сигнала пространственный эффект малозаметен, а при его увеличении появляется разрыв звуковой сцены и ее перемещение назад (эффект "окружения оркестром"). В результате при воспроизведении "живых" записей (имеющих естественное распределение суммарных и разностных составляющих) это явление проявлялось незначительно. Но на студийных фонограммах, особенно на записях электронной музыки, тыловые каналы звучали где надо, и где не надо, что приводило к хаотическому изменению кажущегося положения источников звука. Для устранения этого недостатка в ранних системах объемного звучания уровень управляющих сигналов пытались привязать к уровню пространственной информации - при возрастании уровня разностных сигналов увеличивалось усиление в тыловых каналах. Но принятая модель не была оптимальной - ошибки регулирования экспандера приводили к хаотическому изменению уровня сигналов тыловых каналов (эффекту "тяжелого дыхания").

    Исключить подобные ошибки можно, если уровень сигнала тылового канала будет зависеть и от спектра разностного сигнала. Этот принцип использован, к примеру, фирмой Rocktron, выступившей автомобильный процессор объемного звучания CSA12 [3]. Детали конструкции и алгоритм обработки сигнала фирма не раскрывает. Известно только, что система оценивает уровень сигнала в разных частотных полосах. В тыловом канале имеется регулятор степени обработки сигнала, регуляторы тембра по высшим и средним частотам и разработанный фирмой динамический шумоподавитель HUSH, используемый при работе с аналоговыми источниками сигнала (тюнер, магнитофон). Кроме сигнала тыловых каналов, процессор формирует также сигналы центрального канала и сабвуфера. Цена устройства довольно внушительная - 600 долларов, что и послужило поводом к разработке автором собственной конструкции.

    По мнению автора этих строк, для обработки разностного сигнала в тыловых каналах необходимо использовать не экспандер, а компрессор. Такой, на первый взгляд, парадоксальный вывод сделан после изучения результатов исследований, проведенных специалистами еще в 1968 г. при введении стереофонического радиовещания в СССР [4]. Эти результаты настолько интересны, что есть смысл познакомить с ними читателей журнала. Приводимые зависимости были получены на основе статистического анализа микрофонных записей симфонической, оперной и эстрадной музыки.

рис.1

    Кривые, показанные на рис. 1, дают представление о том, какова может быть вероятная доля разностного сигнала Us при различных уровнях суммарных сигналов Um для систем записи - AB, XY и смешанной [4], и позволяют сделать следующие основные выводы:

    1. Вероятная доля разностного сигнала в полном стереосигнале существенно зависит от системы стереофонической записи. Полученные результаты легко понять, если учесть, что при записи по системе XY из-за разности фаз сигналов, поступающих с левой и правой половин сцены, теряется часть стереоинформации.

    2. Вероятная доля разностного сигнала существенно зависит от общей громкости, или, иначе говоря, от уровня суммарного (монофонического) сигнала. Если отбросить начальный участок кривых (рис. 1), соответствующий весьма малым уровням громкости, то с увеличением уровня громкости доля разностного сигнала заметно уменьшается. При достаточно больших уровнях содержание разностной информации падает на 30 - 40 % при всех системах записи.

    Необходимо отметить, что студийные записи музыкальных произведений, исполнявшихся на электронных инструментах в 60-е годы, проводились именно с использованием микрофонной техники, что объясняет "живой" характер звучания: исходный сигнал имел естественное соотношение между суммарным и разностным, прямым и диффузным сигналами. Внедрение многоканальной полностью электронной (без использования микрофонов) записи таких инструментов, хотя и упростило сам процесс записи, одновременно "убило" атмосферу зала. Поэтому для большинства технически безупречных студийных записей последующего периода характерна прямая зависимость уровня разностного сигнала от уровня громкости, что при использовании простого разностного преобразования в тыловых каналах и приводит к уже упомянутому эффекту "окружения оркестром".

    Смысл введения компрессии тыловых сигналов как раз и заключается в том, чтобы сформировать аналогичную рассмотренной выше зависимость между громкостью звучания сигналов фронтальных и тыловых каналов. Иными словами, при малом общем уровне громкости (тихие места фонограммы, затухание сигнала, послезвучание) долю сигнала тылового канала увеличивают и он непосредственно участвует в формировании объемного звучания (начальный участок графиков см. на рис. 1); с ростом громкости (атака сигнала, общее увеличение громкости) сигналы каналов ограничиваются определенным уровнем, что уменьшает их долю в общей громкости. В результате исключается разрыв сцены и кажущееся перемещение инструментов в "зал" независимо от характера фонограммы и метода записи.

рис.2

    Для экспериментальной проверки указанных положений был разработан блок обработки сигнала тылового канала, схема которого приведена на рис. 2. Уровень сигнала на входе устройства ( < 500 мВ) зависит от положения регулятора общей громкости системы. Дифференциальный усилитель на ОУ DA1 формирует из сигналов левого и правого каналов разностный сигнал. Фильтр C4C5R7R8 выделяет средние частоты разностного сигнала, соответствующие спектру диффузного сигнала. Их уровень регулируется переменным резистором R8.

    Затем сигнал поступает на усилитель мощности на микросхеме DA2, в состав которого входит предусилитель - электронный регулятор громкости с диапазоном регулирования +7...-70 дБ. Коэффициент его передачи устанавливается постоянным напряжением на выводе 7 микросхемы DA2 в диапазоне 0,4...6,5 В. Делитель R10R11 определяет начальное усиление. Разделительные конденсаторы С7 и С13, емкость которых меньше типовой, дополнительно ограничивают уровень низших частот сигнала. Германиевый диод VD1 выполняет функции детектора АРУ, а транзистор VT1 - инвертора сигнала АРУ. Порог срабатывания системы АРУ изменяется переменным резистором R13 от 0,65 до 3,2 В, что соответствует ограничению выходной мощности на уровне 0,1...2,5 Вт на нагрузке 4 Ом. Конденсаторы С10 и С12 - блокировочные. Емкость конденсатора С11 в цепи питания невелика, поскольку в основном блоке питания использован конденсатор емкостью 22000 мкФ. Все оксидные конденсаторы (они могут быть любыми) рассчитаны на рабочее напряжение 25 В, постоянные резисторы (МЛТ) имеют мощность рассеяния 0,25 Вт. Микросхема DA2 установлена на простейшем теплоотводе с площадью охлаждающей поверхности 100 см 2 . Поскольку конструкция создавалась как экспериментальная, был применен смешанный монтаж.

    Предварительное прослушивание проводилось в жилом помещении площадью 16 м 2 , сигнал фронтальных каналов подавался на усилитель Technic SUVZ220 мощностью 2x40 Вт, работающий на трехполосные громкоговорители Pioneer CS-3030, тыловой канал нагружался на головку 1ГД40. Источником сигнала служили проигрыватель компактдисков (ПКД) и ЧМ-тюнер. Прослушивание показало, что даже при минимальном уровне сигнала тылового канала значительно улучшалось субъективное восприятие звучания звуковоспроизводящей системы.

    Окончательная настройка параметров системы проводилась в салоне автомобиля ВАЗ 2107. В качестве фронтального использовался двухполосный усилитель мощностью 2x15 Вт [5], тыловой канал (процессор на рис. 2) был нагружен на две включенные встречно-параллельно широкополосные головки First SP-520 с бумажным диффузором. Диаметр головок - 10 см, электрическое сопротивление - 8 Ом. Головки были установлены в салоне автомобиля по бокам задней полки на расстоянии около 60 см друг от друга и излучали звук вверх с рассеянием его от заднего стекла. Первоначально в конструкции имелся регулятор тембра ВЧ, но поскольку вместе с сигналом высших частот тыловые каналы воспроизводили шумы, полоса их пропускания в области высших частот была определена опытным путем.

    Для оценки эффективности предложенного решения сравнивалось звучание различных композиций концертных электронных музыкальных инструментов и студийных записей, а также записей с включенным и выключенным тыловым каналом. Как и следовало ожидать, наибольший эффект наблюдался при воспроизведении "живых" записей, при воспроизведении студийных он был несколько ослаблен (сказывался малый объем фазоразностной информации), но во всех случаях эксперты отдавали предпочтение звучанию с включенным тыловым каналом.

    В концертных и студийных записях уверенно различался фронт и тыл, звуковая картина приобрела глубину. Звучание рояля и электрооргана на тихих пассажах в среднем регистре иногда несколько выступало "в зал" (что можно объяснить широким частотным спектром этих инструментов), но пространственное звучание удавалось восстановить регулировкой уровня и порога срабатывания компрессора. Аплодисменты во время и после исполнения удалось локализовать по бокам и сзади, создавая впечатление присутствия в первых рядах концертного зала.

    Наиболее интересен оказался эффект послезвучания, подчеркнутый работой АРУ. В фазе атаки сигнала срабатывание АРУ уменьшало усиление тылового канала, удерживая сцену на переднем плане. В фазе затухания, когда уровень сигнала оказывался ниже порога срабатывания АРУ, восстановление усиления тылового канала происходило с задержкой порядка 0,2 с, что на слух воспринималось как легкое "заднее" эхо в зале глубиной порядка 50 м. Этот эффект ярко проявлялся при исполнении сольных партий на электрогитаре и рояле. Отмечалось объемное звучание электронных инструментов.

    Недостатком данной упрощенной конструкции следует считать необходимость подстройки уровня тылового сигнала и степени компрессии при значительном уменьшении громкости.

    Оценивая результаты опытов, можно сделать следующие выводы:

    - предложенный метод обработки сигналов тылового канала обеспечивает ярко выраженный эффект присутствия слушателя в концертном зале;

    - регулировка порога срабатывания системы АРУ устанавливается автоматически в зависимости от уровня общей громкости (уровня суммарного сигнала);

    - регулировка времени восстановления системы АРУ позволяет менять размеры "виртуального зала".

    Регулировка тембра ВЧ в тыловом канале оказывает значительное влияние на акустические свойства "виртуального зала".

    Для исключения влияния регулировки тембра на порог срабатывания АРУ сигнал на нее необходимо подавать через фильтр средних частот либо включать регулятор тембра после каскада регулирования. При работе с аналоговыми источниками сигнала желательно наличие шумоподавителя в тыловом канале.

    Естественно, что использование упрощенной конструкции процессора не позволяет в полной пере раскрыть достоинства предложенного метода обработки сигнала.

    Автор выражает признательность О. Л. Лаптеву и Н. А. Серихину за помощь при отработке конструкции и обсуждение достигнутых результатов.

Литература

1. Давыдов М. Акустические системы радиовещательных приемников. - Радио, 1956, # 4, с. 52 - 54.

2. Боздех Й. Конструирование дополнительных устройств к магнитофонам (1977, пер. с чешского). - М.: Энергия, 1981, с. 165-188.

3. Габриэлов А. Концерт мастеров эстрады. - Автозвук, 1998, # 2, с. 66 - 68.

4. Кононович Л. Стереофоническое радиовещание. - М.: Связь, 1974, с. 87 - 92.

5. Шихатов А. Звук в автомобиле. - Радио, 1999, # 2, с. 15 - 17.





Сергей пишет...

Я собирал эту схему лет 10 назад. Был потрясён количеством звуков в разностном канале.И схема вполне пристойно работала.В авто, занял первое место.

19/08/2015 19:13:56

RobertSok пишет...

присоидинение тарифа "условного номер" достаточно альтернативное именно для множества бсзнесменов, которые ведут производство также нарабатывают дельных партнеров по всему материку, непосредственно такие люди постоянно должны состоять на связи. если вы никак не догадываетесь, как возможно стань популярным торговым- партнером, оформлять профессию у различных точках и доставлять время семьи? Тогда для вас срочно необходимо купить прямую виртуальным связь. С помощью этой услуги все имеют возможность покрыть себя и собственную фирму бесперебойной автоматической связью, так как при включении возможного номера клиент покупает код номера требуемой для вас страны: Китайской империи, Америки, Великобритания, также иных государств, наша компания записывает больше чем девяносто государств в вашему запросу. Используя услугу, вы избавляетесь ото неприятных затрат, утрата важных пользователей также месяцы на регулярных визитов. в обмен для вас предоставляется: безостановочная звонки из личными сотрудниками и клиентами, с помощью номеру партнеры подозревают, как бы физически вы сидите у указанном месте, хотя вы имеете возможность ездить на путешествие с друзьями или в собственном центральном офисе, встреча многих входящих заразом, статистика входящих, удобная перевод на вызов мобильный, центрального, стандартного, онлайн -номера, сохранение номера при переправы также развитие на всем местам ваших офисов около всего света. Наша бюро внешней связи http://continent-telecom.com>купить номер телефона для бизнеса показывает для вас сервис подключения условного страны для различное назначение, систематическую порядок употребления плюс тех консультацию от наших сотрудников, из условным кодом личная жизнь найдет полезным также удобной специально под вас также вашего бизнеса.

06/10/2015 20:59:09

Deandredus пишет...

проектирование зачетной документа занимает много часу, чертежей, ну а главное выбор правильной плюс подходящей литературы, какая сделано касательно фактах также вовсе не подлежит дополнительной проверки. наша команда демонстрирует именно для клиентов сделанные методики по написанию зачетных проектов на всяческих вариантов, объем и ограниченное период времени, наша команда http://kursovaja-rabota.info/kursovaya-rabota-po-teme-doshkolnyj-vozrast-2015-2016.html>заказать курсовую работу на тему дошкольный возраст множество годов усовершенствуется на этих виде работ, и предоставляет возможность скоро плюс на высшем уровне проявить для желающих индивидуальную создание. фирма гарантируем: опытный склад написания, подтвержденную также 100% данные, скорое выполнение в указанные время, математическое решение заданных элементов ко всему этому небольшую стоимость. фирма работающих работников с каждому новым потребителем подбирает личный подход, выполняет все пожелания также требования, у всей категории учитывает любые темы по поводу любому уроках, поэтому если вы хочет одержать успешный зачет также высокую балл , тогда наша команда из энтузиазмом исполним за личную работу.

13/10/2015 11:55:28

Danielpn пишет...

у случае если потребитель следит всеми идущими в мире новинками, тогда наш сайт презентуем специально для представляющим интерес и актуальных клинетов ежедневно обновляемый источник http://hi-tech-news.com/>IT новости технологических изменений и новинок в бирже устройств и других техноустройств, какие создают данную жизнь броским и проще. Здесь все сможете осмотреть новости про возвышение или падении реализации известных модель айфонов, результат в изучениях специалистов, смену у заведующих производств, вывод экспертов, надобные советы касательно предлогу применению источников, предсказание передовых людей и ведущих управляющих обще популярных продукций и иные интересные факты, что затрагивают явные изменений в нашу битые . С помощью удобного разделам пользоваться сайтом достаточно просто, потому вы постоянно станут следить у курсе всяческих сенсаций в мире технологических фрагментов.

15/10/2015 12:04:50

Michaelhync пишет...

Хранение ценных элементов у жилище необходимо иметь отдельное параметры, на какие хозяева смогут целиком положиться, и вовсе не беспокоится об их утрату или его хакинге. Именно потому наша компания демонстрирует изделия крепких и металлических камер для хранения у образе ящика. эта компания http://seyfy.com.ua/shop/category/boksy-dlya-deneg>Боксы для денег производит всяческие состав таке типы ящиков для сохранность важных материалов также материальных благ, с благодаря которым вы имеют возможность тщательно утаить свои богатство и вооружить авторизацию на собственное работу. у нашем магазине представлены сейфенные коробки всяких форм и видов вариаций: коробки для деньги инвестиций , сейфы именно под содержание ружья, вмонтированные сейфы, вкладные, несгораемые, архивные, взломостойкие, замонтированные в стену также мебель, и другие варианты вариаций монтажа сейфов. Мы формирует варианты хранения для мастерские работы у качестве сейфов для офиса, отелей, бюро, копилки и подобные заведений авантюрных для хакинг зданий. В нашем маркете продаются коробки любых мировых брендов качественной репутации, акцизные презенты плюс уценки, безвозмездные привоз, качественный монтаж и демократичные цены. применение этих приборов несет одну удовлетворение также личный флегматичность всякому, кто является владельцем данной продукции.

15/10/2015 15:17:19

itcrumbs пишет...

О всех достоинствах смартфона Сони Иксперия Перфоманс, читайте в обзоре на странице itcrumbs.ru. Комментируйте и подписывайтесь на новости.

09/03/2016 11:24:20



Ваш комментарий к статье
Адаптивный тыловой канал системы пространственного звучания :
Ваше имя:
Отзыв: Разрешено использование тэгов:
<b>жирный текст</b>
<i>курсив</i>
<a href="http://site.ru"> ссылка</a>