Распродажа

Электронные компоненты со склада по низким ценам, подробнее >>>

Журнал Радио

2004: 
1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8
2003: 
1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12
2002: 
1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12
2000: 
1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12
1999: 
1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12
1998: 
1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12
1971: 
1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12
1947: 
1, 2, 3, 4, 5
1946: 
1, 2, 3, 4-5, 6-7, 8-9

Новости электроники

В 14 раз выросло количество россиян на MediaTek Labs ? проекте по созданию устройств "интернета вещей" и "носимых гаджетов"

Сравнив статистику посещения сайта за два месяца (ноябрь и декабрь 2014 года), в MediaTek выяснили, что число посетителей ресурса из России увеличилось в 10 раз, а из Украины ? в 12. Таким образом, доля русскоговорящих разработчиков с аккаунтами на labs.mediatek.com превысила одну десятую от общего количества зарегистрированных на MediaTek Labs пользователей.

Новое поколение Джобсов или как MediaTek создал свой маленький "Кикстартер"

Амбициозная цель компании MediaTek - сформировать сообщество разработчиков гаджетов из специалистов по всему миру и помочь им реализовать свои идеи в готовые прототипы. Уже сейчас для этого есть все возможности, от мини-сообществ, в которых можно посмотреть чужие проекты до прямых контактов с настоящими производителями электроники. Начать проектировать гаджеты может любой талантливый разработчик - порог входа очень низкий.

Семинар и тренинг "ФеST-TIваль инноваций: MAXIMум решений!" (14-15.10.2013, Новосибирск)

Компания Компэл, приглашает вас принять участие в семинаре и тренинге ?ФеST-TIваль инноваций: MAXIMум решений!?, который пройдет 14 и 15 октября в Новосибирске.

Мне нравится

Комментарии

дима пишет в теме Параметры биполярных транзисторов серии КТ827:

люди куплю транзистар кт 827А 0688759652

тамара плохова пишет в теме Журнал Радио 9 номер 1971 год. :

как молоды мы были и как быстро пробежали годы кулотино самое счастливое мое время

Ивашка пишет в теме Параметры отечественных излучающих диодов ИК диапазона:

Светодиод - это диод который излучает свет. А если диод имеет ИК излучение, то это ИК диод, а не "ИК светодиод" и "Светодиод инфракрасный", как указано на сайте.

Владимир пишет в теме 2Т963А-2 (RUS) со склада в Москве. Транзистор биполярный отечественный:

Подскажите 2т963а-2 гарантийный срок

Владимир II пишет... пишет в теме Параметры биполярных транзисторов серии КТ372:

Спасибо!

Журнал Радио 9 номер 2000 год. ЗВУКОТЕХНИКА

"РОССИЙСКИЙ HI-END'2000"

Р. КУНАФИН, г. Москва 

Прошедшая в стенах МТУСИ шестая выставка "российского Hi-End'a" вновь продемонстрировала высокий уровень разработок отечественных конструкторов. Еще недавно они ограничивались созданием аналоговой аппаратуры, а ныне успешно осваивают и цифровую.

В этом году среди экспонатов, относящихся к так называемой "компонентной аудиотехнике". появилось несколько моделей высококачественных цифро-аналоговых конвертеров (в английской аббревиатуре — DAC), предназначенных для работы совместно с "транспортами" для проигрывания компакт-дисков. Дело в том, что большинство зарубежных конвертеров дороги, причем они не всегда высокого качества. В то же время широкая номенклатура хороших и доступных по цене микросхем предоставляет ныне большие возможности для конструирования такой аппаратуры. Например, простое разделение цепей питания цифровых и аналоговых узлов позволяет улучшить качество звучания. Это наглядно продемонстрировал конвертер на мультибитовых ЦАП фирмы Burr-Brown А. Маркитанова ("Три В", г. Таганрог) с изменяемыми характеристиками цифрового филыра. Другой конвертер, показанный И. Бабайцевым ("Московский музей ламп"), был оснащен двумя приемниками цифровых сигналов с компакт-диска, что позволило реализовать систему с двойным подавлением джиттера*. В этой группе экспонатов совместную разработку выставили А. Пугачевский и В. Зимаков ("Золотая середина" и "Z Audio", обе из г. Санкт-Петербурга), а свою добротную конструкцию DAC привез в Москву С. Рубцов ("Новосибирская электротехническая мануфактура"). Таганрогская фирма "Колвир" (конструктор Г. Коваленко) представила несколько DAT-магнитофонов Sony с модифицированными или полностью замененными узлами тракта сигнала.

И все же излюбленной сферой творчества среди российских конструкторов Hi-End'a по-прежнему остается разработка ламповых усилителей, причем фирмы — экспоненты демонстрировали разные концепции построения УЗЧ. К примеру, убежденный приверженец однотактных схем И. Бабайцев. представивший очередную модификацию УМ "Богемия" на лампах 300В. полагает, что усилитель должен обогащать сигнал четными гармониками низких порядков, а А. Ткаченко (ТОО "Агат-Электроника'', г. Москва) в представленной на выставке серии усилителей "ВЭЛСТ" исповедует принцип максимальной линейности тракта. Заметим, что его модели УМ с двухтактным "выходным" каскадами лампах в триодном и пентодном включении обладали общим "почерком" и демонстрировали чистый и точный звук. Успеху, безусловно, способствовала разработанная фирмой "Агат-Электроника" технология изготовления самого трудоемкого элемента — выходного трансформатора. В результате, по данным разработчика, удалось расширить полосу частот усилителей от единиц герц до 150 кГц при общем коэффициенте гармонических искажений 0.02%.

Некоторые участники выставки — конструкторы ламповой аппаратуры—считают лучшей альтернативой разделительным конденсаторам межкаскадные трансформаторы. Именно их использовал в своих усилителях С. Рубцов. Всего в его конструкции набралось четыре таких трансформатора на канал. В таком случае их недостаточно широкая полоса пропускания создает набег фазовой погрешности и приводит к "размыванию" атаки музыкальных инструментов. Радикальное решение проблемы "лишних деталей" предложила фирма "VALE6" (конструкторы — молодые дебютанты смотра О. Аветисов и В. Пискунов, г. Алшеронск). применив в УЗЧ симметричные каскады с гальванической связью. В усилителях отсутствуют даже резисторы в катодных цепях, а одна из моделей выполнена без выходного трансформатора. В результате их аппаратура сразу же оказалась в центре внимания посетителей выставки, а прослушивание подтвердило высокое качество аппаратуры.

К интересным разработкам можно отнести и 500-ваттный эстрадный УМЗЧ на 24-х(!) лампах EL34 в выходном каскаде. Его разработчик Ю. Малышев ("George Ohm", г. Харьков) сообщил, что усилитель выдержал серьезные испытания во время турне ряда музыкальных групп и в дискотеках. Приятным сюрпризом явился новый усилитель "Обертон" В. Стародубцева ("Три В"). Автор вернулся к применению на выходе усилителя проверенных временем прямонакальных ламп 300В Это положительно сказалось на качестве работы очередной модели.

Однако при неоспоримых достоинствах ламповых усилителей нельзя не отметить, что они зачастую проявляют себя хорошо лишь при воспроизведении музыки камерного и джазового репертуара. Это, как и известные недостатки таких усилителей, привело к падению спроса на ламповую аппаратуру в ряде стран. Некоторая "цифровая шероховатость" компакт-дисков становится менее заметной при использовании усилителей на лампах, осуществляющих своего рода "психоакустическую" обработку сигнала. Однако многие современные модели ПКД и без того хорошо работают. Их изготовители применяют новые микросхемы ЦАП и более совершенную обработку цифрового и аналогового сигналов. В результате слушатели с удовлетворением обнаружили, что их компакт-диски уже не нуждаются в ламповых "костылях". Несомненно, здесь сыграл свою роль и "виниловый ренессанс": целесообразность применения ламповых УМ совместно с высококачественным аналоговым носителем многими справедливо оспаривается.

Закономерно, что нынешняя экспозиция выставки стала рекордной по числу представленных на ней транзисторных усилителей. В каждом из них по-своему воплощены различные концепции разработчиков. Конструктор А. Данилов (Институт проблем управления РАН. г. Москва) пошел по традиционному пути улучшения метрологических параметров, обеспечив их высокую стабильность и надежность усилителя. Большой интерес посетителей вызвал усилитель Л. Чудновского ("Элгос". г. Москва). По его сведениям, при быстродействии УМ до 1000 В/мкс полоса частот с разомкнутой петлей ООС — около 200 кГц. а с ООС глубиной 30 дБ она возрастает до 2.4 МГц. Удачную конструкцию представил и А. Дмитриев ("Каденция", г. Омск). В его гибридном УМ предварительные балансные каскады выполнены на лампах, а в выходном каскаде стоят мощные полевые транзисторы.

Не вдаваясь в подробный анализ качества звучания при демонстрационных прослушиваниях этих аппаратов, отметим лишь, что они без заметных искажений передавали звучание как отдельных инструментов, так и больших оркестров.

Вопросы взаимодействия УМЗЧ с реальной нагрузкой в последние годы не раз становились предметом обсуждения, в частности, и на страницах "Радио". Так. громкоговоритель, будучи реактивным компонентом, "обменивается" энергией с усилителем, воздействуя при этом и на цепи ООС с выходного каскада. Этот факт вызвал в свое время немало толков относительно пользы ООС вообще, хотя в качестве примеров ее противники обсуждали недостаточно грамотно выполненные УМЗЧ. Более конструктивный метод устранения этих недостатков предложил А. Квитка ("INTEX LABS", г. Москва) В его "диссилаторе", о котором в "Радио" уже рассказывалось в обзоре выставки 1999 г. значительно уменьшены как поток "возвратной" энергии, так и неблагоприятные следствия термических явлений в нагрузке. В этом году, помимо усовершенствованного блока, автор представил и транзисторный УМЗЧ со встроенным диссипатором. показавший при прослушивании превосходное качество звуковоспроизведения.

УМЗЧ с высоким выходным сопротивлением свободен от многих недостатков обычных усилителей. Непосредственное управление током в звуковой катушке снимает ряд проблем согласования УМ с нагрузкой, резко снижает интермодуляционные и фазовые искажения АС. что позволяет получить очень прозрачное и четкое звучание. Преимущества УМ — источника тока в создании пространственной звуковой картины с точной локализацией наглядно продемонстрировали профессиональные трехполосные активные мониторы, представленные А. Сырицо ("B.A.R.S.", г. Москва). Полосовые усилители, работающие в классе А. нагружены на головки СЧ и ВЧ. В полосе НЧ применен обычный усилитель, охваченный вместе с электродинамической головкой акустической ООС через направленный конденсаторный микрофон (фото 1).

Г Коваленко, о котором здесь уже упоминалось, в этом году на выставке продемонстрировал, системы озвучивания больших залов с использованием "токового усиления". Заметим, что построенную на этом принципе аппаратуру он демонстрирует уже не первый раз.

В активе фирм, занимающихся производством АС, — самые разнообразные конструкции. Фирма "АЛЕКС" (г. Москва, конструкторы А. Ян-Беляевский и С. Тронько) демонстрировала АС в своем "домашнем театре": сначала с аппаратурой фирмы Yamaha, а затем с комплектом усилителей ВЭЛСТ (при явном преимуществе последних). Московская фирма "Montes" (конструктор А. Шаронов) также разработала комплект АС для домашнего театра, причем вместе с комплектом усилителей его цена эквивалентна $1000, что на порядок дешевле близкого по классу импортного комплекта. При демонстрации небольших громкоговорителей "Montes" на базе головок фирмы "Pentagon" практически не возникало привязки звука к головкам даже на большой громкости, что характерно лишь для высококачественной аппаратуры.

Большим успехом пользовались АС, которые разработал С. Бать ("Аркада", г. Москва) на основе головок ряда зарубежных фирм: Vifa, Madisound. Morel. Peerless. Все AC выполнены двублочными по трехполосной схеме (фото 2) и отличаются особой детальностью и красотой звучания. Причем стоимость их по современным меркам совсем невысока. Достоинства этих АС наглядно проявились с упомянутым выше усилителем А. Квитки.

Д. Свобода, руководитель Акустического центра МТУСИ и неутомимый организатор этой выставки, представил две новые АС, разработанные на базе дешевых и доступных, отечественных головок. Узкие пирамидальные корпусы способствуют получению широкой диаграммы направленности. Особенно хорошо АС проявили себя на фрагментах "хай-хета", характеризующихся преобладанием инструментов верхних регистров.

Определенный интерес представляют громкоговорители с коаксиальным расположением головок, часто выполняемых в единой конструкции. Именно так сделаны излучатели П. Алексинского и Л. Белебашева ("Helium", г. Москва). ВЧ головка расположена сзади основной и излучает звук в пространство через рупорное отверстие в керне НЧ головки. Свой вариант громкоговорителей с коаксиальными головками привезли и братья Арзумановы ("ARSound". г. Таганрог).

Куда интереснее оказались АС с головками, максимально распределенными в пространстве — речь идет о салоне автомобиля. В этом году, впервые в истории проводимых выставок Hi-End'a, площадку перед зданием МТУСИ заполнили "озвученные" автомобили. Конечно, даже по минимуму оборудованные комнаты для прослушивания музыки нельзя сравнивать с компактным салоном на колесах, но надо признать: как правило, предъявить претензии к звуку в автомобилях было непросто. Для создания хорошей стереокартины в специфических условиях автомобильного интерьера требуется ряд ухищрений. Головки СЧ и ВЧ зачастую устанавливают в верхней части торпедо, дабы использовать отражения звука от лобового стекла для получения диффузного поля, причем "пищалки" иногда размещают и на передних стойках. Головки мид-баса для звуков частот 100...300 Гц слабо локализуемых слухом, как правило, размещают в передних дверях, а чтобы "синхронизировать" басы установленного в багажнике сабвуфера с сигналом в основной полосе частот, дополнительно устанавливают процессор, осуществляющий необходимую временную задержку . Резонансы внутреннего объема кузова устраняют эквалайзером.

Такое построение тракта имеет мало общего с пуризмом Hi-End'a. и все же. несмотря на дополнительную обработку сигнала, автозвук в ряде случаев был получше, чем от некоторых стационарных комплексов. А соревнования "на самый громкий звук" в салоне стали превосходным развлечением для собравшейся публики. Зрителям приходилось удерживать стекла автомобиля (фото 3). чтобы их не "вышибало" звуковое давление, развиваемое в салоне сабвуфером.

Основным ориентиром разработчиков, как наших, так и зарубежных, должна оставаться... собственно музыка. Hi-Fi и Hi-End — совершенно особая область творчества, где. как и в звухорежиссуре, инженерные знания должны совмещаться с достаточно серьезными музыкальными познаниями. Как мне показалось, подбор фонограмм для демонстрации экспонатов нередко отражал слабое знакомство некоторых участников выставки с подлинным музыкальным богатством

Думается, иная организация прослушивания, включающая в себя обязательную программу с высококачественными записями классической музыки, позволит объективнее оценивать аппаратуру и явится стимулом для повышения ее качества. Можно только отметить такую закономерность: при демонстрационных прослушиваниях аппаратура высокого качества обычно была представлена и удачно подобранными музыкальными записями.

Такие выставки, заметим, содействуют развитию производства. На предприятии "Рефлектор" в г. Саратове осваивают популярные в мире усилительные электронные лампы, а новгородский "Электрон-комплекс" ныне предлагает, например, недорогие высококачественные трансформаторы и блоки питания. Объединение "Урал-Центр" (г. Москва), полностью обновив номенклатуру, теперь может озвучить любой автомобиль целиком своими компонентами аудиосистемы, выполненными на новом технологическом уровне — и это далеко не все примеры. Пожелаем же российским аудиоинженерам творческих успехов и предпринимательской удачи!


*Джиттер - фазовая нестабильность принимаемой (воспроизводимой) импульсной последовательности кодированных сигналов Причиной этого является, к примеру, эксцентриситет вращения компакт-диска.

Вернуться к содержанию журнала "Радио" 9 номер 2000 год







Ваш комментарий к статье
Журнал Радио 9 номер 2000 год. ЗВУКОТЕХНИКА :
Ваше имя:
Отзыв: Разрешено использование тэгов:
<b>жирный текст</b>
<i>курсив</i>
<a href="http://site.ru"> ссылка</a>