Д. Панфилов, В. Иванов Увлекательное путешествие в мир электротехники и электроникиНи у кого не вызывает сомнения важность экспериментальных исследований при изучении электротехники и электроники. Однако организация экспериментальных исследований вызывает серь╦зные затруднения (особенно в настоящее время). Хорошая учебная лаборатория должна иметь современное измерительное оборудование и квалифицированный персонал, способный поддерживать его в рабочем состоянии. Если даже для учебного заведения содержание такой лаборатории в настоящее время является сложной задачей, то о решении такой проблемы индивидуальным пользователем вообще говорить не приходится. Виртуальная лаборатория Electronics Workbench - современный транспорт для путешествияЗа последние 25 лет, работая на кафедре Электротехники МГИЭТ, авторы статьи стал и свидетелем стремительной смены вычислительных средств, используемых для расч╦та электрических и электронных схем. В начале 70-х годов наиболее распростран╦нным инструментом в руках разработчика являлась логарифмическая линейка. Уже в конце 70-х годов она стала активно вытесняться калькуляторами и миниЭВМ. В середине 80-х годов стало очевидно, что на смену последних приходят персональные компьютеры (ПК) с постоянно возрастающими вычислительными мощностями и возможностями. Развитие программного обеспечения ПК применительно к анализу электронных схем шло как в направлении развития численных методов анализа и алгоритмов расч╦та, так и создания удобного пользовательского интерфейса, позволяющего создать виртуальную среду для удобства проведения экспериментов с широким классом схем (аналоговые, цифровые, цифро-аналоговые, импульсные и так далее). Следует отметить особо, что достижения в области создания пользовательского интерфейса ПК настолько впечатляющи, что они существенным образом изменяют методический подход к исследованию схем. Использование персонального компьютера созда╦т приемлемую альтернативу учебной лаборатории - виртуальную лабораторию, которая является по существу программой численного расч╦та схем с интерфейсом, имитирующим деятельность исследователя в реальной лаборатории. С помощью численных методов расч╦та при высоком быстродействии и большом объ╦ме памяти современных персональных компьютеров можно исследовать настолько сложные модели, что по точности результаты приближаются к экспериментальным исследованиям на реальных объектах. Существует большое число программ моделирования электронных схем, отвечающих в той или иной степени задачам анализа их работы. Большинство из них требуют серь╦зной предварительной подготовки пользователя и наличия у него специальных знаний. При этом из круга "посвящ╦нных" исключается огромное количество потенциальных пользователей, перед которыми стоят относительно простые задачи. Процесс изучения электротехники и электроники связан с анализом и исследованием схем, и инструмент (компьютер) должен максимально облегчать этот процесс. На этом этапе виртуальная среда должна реализовывать на компьютере лабораторию, в которой созданы все условия для организации и проведения экспериментов с широким спектром электрических и электронных схем, прич╦м конечные результаты должны совпадать с процессами в реальных условиях. Привлечь и расширить круг потенциальных пользователей возможно лишь тогда, когда процесс моделирования максимально приближен к реальности. В этом случае человек, осуществляя естественную последовательность таких операций, как сборка схемы, подключение к ней измерительных приборов, задание параметров генераторов входных воздействий и установка режимов работы на панелях измерительных приборов, получал бы результаты измерений в привычной для него форме. Такие возможности предоставляет пользователю программа Electronics Workbench - виртуальная электронная лаборатория на компьютере. Хотя в основе е╦ лежит серь╦зная профессиональная программа моделирования PSPICE, она имеет максимально дружественный пользователю интерфейс, погружающий его в привычную обстановку лабораторных исследований с использованием знакомых приборов. Отображение на дисплее компьютера таких приборов, как амперметр, вольтметр, мультиметр, генератор и осциллограф, делает процесс исследования наиболее естественным и понятным. Адаптация пользователя к основным операциям занимает при этом не более 20 минут, и у него появляется больше времени для планирования и проведения экспериментов, а также изучения возможностей используемого инструмента. Наличие современного приборного парка в программе предоставляет в распоряжение пользователя уникальные возможности планирования и осуществления самого широкого спектра экспериментов: от простейших опытов до реальных устройств. Такой инструмент является идеальным средством обучения, так как позволяет снять практически все ограничения, касающиеся элементной базы и приборного парка. Снимаются, кроме того, и все проблемы, связанные с некорректными действиями экспериментатора, что особенно важно при обучении самых неквалифицированных пользователей (например, школьников). При этом программа может служить тренаж╦ром для усвоения принципов работы с реальными измерительными приборами и схемами и формировать необходимые для этого навыки. Быстрота и удобство моделирования и получения результатов в Electronics Workbench делает путешествие в мире электронных схем похожим скорее на поездку по шоссе в удобном мерседесе, чем на пеший поход или езду на велосипеде. И все же инструктор необходим!Тем не менее, простота первых шагов в освоении программы обманчива. Нам не встречался человек, которому с первого взгляда не понравился бы интерфейс программы Electronics Workbench. Однако после первой же попытки е╦ использования у большинства пользователей возникают трудности в получении правильного результата. Это побуждает человека сделать вывод, что программа не в состоянии решать даже простейшие задачи, поэтому ни к чему не пригодна. Но для того, чтобы научиться ездить на машине, недостаточно изучить органы е╦ управления, необходимо получить навыки практического вождения. Для этого лучше всего обратиться к инструктору. Это сократит время освоения автомобиля и приобретения практических навыков. Роль такого инструктора, помогающего овладеть необходимыми правилами и при╦мами работы с программой Electronics Workbench и применять е╦ на практике для изучения процессов и исследования электрических и электронных схем, выполняет книга "Электротехника и электроника в экспериментах и упражнениях: Практикум на Electronics Workbench". Электротехника и электроника имеют множество разнообразных областей, и Вы можете выбрать свой собственный маршрутКнига состоит из двух томов, взаимосвязанных по структуре и стилю изложения материала, но построенных таким образом, что каждая глава может изучаться независимо от других. Первый том - "Электротехника" состоит из 8 глав и двух приложений. Первая глава описывает программу Electronics Workbench и методику работы с ней. Главы со 2 по 8 включительно посвящены различным темам теории цепей. В них проводятся исследования электрических цепей на постоянном и переменном токе, резонансных явлений и переходных процессов. В приложении 1 на конкретных примерах рассматривается методика проведения измерений. При этом используются некоторые нестандартные при╦мы, разработанные авторами в процессе обучения студентов. В приложении 2 описана прилагаемая к книге простая, но довольно удобная программа комплексного калькулятора, которую можно использовать при расч╦те различных схем (в особенности, при гармонических воздействиях). В книге приводятся примеры расч╦та с использованием этой программы. Второй том - "Электроника" состоит из шести глав, с 9 по 14. Эти главы посвящены анализу процессов в аналоговых и цифровых схемах, построенных на полупроводниковых приборах (диодах, транзисторах, операционных усилителях, логических элементах и интегральных схемах). Каждая глава книги состоит из двух разделов: "Эксперименты" и "Упражнения". Первые километры по выбранному маршруту едем вместе - раздел "Эксперименты"Раздел "Эксперименты" призван наглядно проиллюстрировать методику проведения экспериментов для рассматриваемого класса схем. В этом разделе задачи относительно просты, и для их решения достаточно изучить теоретические основы по данной теме. При этом читателю должны помочь постановка задачи в подразделе "Порядок проведения экспериментов" и форма представления результатов в подразделе "Результаты экспериментов". Ниже приведены фрагменты подразделов, входящих в раздел "Эксперименты", посвящ╦нный изучению транзисторов, позволяющие читателю понять общий дух и подходы, использованные в книге. "Краткие теоретические сведения" - вспомните правила дорожного движенияАвторы предполагали, что с теоретическими основами по каждой теме обучающиеся должны ознакомиться в соответствующих теоретических курсах. Поэтому в подразделе приводится минимум сведений, необходимых для расч╦тов, проводимых в дальнейших подразделах, и ответов на вопросы в конце раздела. Материал данного подраздела должен помочь читателю представить себе общую картину процессов в рассматриваемой схеме. Краткие сведения из теорииИсследуемая схема показана на рис. 10.1. Коэффициент передачи по постоянному току ßDC определяется как отношение тока коллектора к току базы: Коэффициент передачи транзистора по переменному току ßAC при заданной величине UКЭ определяется отношением изменений коллекторного тока к базовому: "Порядок проведения экспериментов" - мы покажем Вам дорогуВ этом подразделе авторы стремились раскрыть методику проведения экспериментальных исследований, в которой используются широкие потенциальные возможности всего многообразия инструментальных средств и библиотек элементов программы Electronics Workbench. Читатель при этом получает возможность понять и представить весь арсенал методов планирования и проведения экспериментов в схемах, построенных на базе имеющихся в программе идеальных и реальных элементов. В подразделе приводятся рисунки схем, размещ╦нных в соответствующих файлах Electronics Workbench, и подробно описывается последовательность и методика проведения экспериментов. Поскольку задачи относительно просты, то постановка задачи уже является достаточным руководством для их решения. Порядок проведения экспериментовЭксперимент 1. Определение статического коэффициента передачи тока транзистора. Открыть файл с10_001 со схемой, изображ╦нной на рис. 10.1. Включить схему. Записать результаты измерения тока коллектора, тока базы и напряжения коллектор√эмиттер в раздел "Результаты экспериментов". По полученным результатам подсчитать статический коэффициент передачи транзистора ßDC. Результат записать в раздел "Результаты экспериментов". Подраздел "Результаты экспериментов" - заполните, пожалуйста, путевой журналДополнительная подсказка содержится и в формах для заполнения, привед╦нных в этом разделе. Такие формы избавляют обучающихся от части рутинной работы по составлению таблиц и оформлению графиков, позволяя сосредоточить основное внимание на содержательной части исследования. Эксперимент 1. Определение статического коэффициента передачи тока транзистора. Напряжение источника ЭДС ЕБ = 5,7 В. Ток базы транзистора IБ. Измерение ___________ Ток коллектора транзистора IK. Измерение ___________ Напряжение коллектор√эмиттер UКЭ. Измерение ___________ Статический коэффициент передачи ßDC Расч╦т _______________ Подраздел "Вопросы" - оглянитесь на пройденный путьВопросы, привед╦нные в данном подразделе, относятся как к теоретическим основам, так и к результатам провед╦нных экспериментов. Они должны акцентировать внимание обучающихся на основных проблемах данной темы и их отражении в провед╦нных экспериментах. Раздел "Упражнения" - наш мастер-класс для туристов-разрядниковРаздел "Упражнения" состоит из двух подразделов "Методические указания" и "Задачи для самостоятельного решения". Неподготовленный читатель должен приступить к изучению этого раздела после освоения материала, изложенного в разделе "Эксперименты". Подраздел "Методические указания" - делай как яМетодические указания содержат либо предварительные замечания о методике решения задач данного раздела, либо, чаще всего, примеры решения конкретных задач. При этом преследуются две цели: во-первых, показать широкий арсенал неочевидных при╦мов, которыми читатель может воспользоваться на практике; во-вторых, продемонстрировать степень совпадения результатов, получаемых при расч╦те с использованием простейших теоретических соотношений и "экспериментальных" результатов моделирования на достаточно сложных моделях Electronics Workbench. Используемые в этом разделе подходы проиллюстрированы на примере главы, посвящ╦нной операционным усилителям. Файл с11_068Дано: Значения напряжений U1 и U2 изменяются в диапазоне от -12 до +12 В. Найти: Значения напряжений в точках U1 и U2 (рис. 1). Далее в книге приводится решение задачи, в результате которого получаются значения U1 = 1 В и U2 = -12 В, подтверждаемые показаниями приборов в эксперименте. Подраздел "Задачи для самостоятельного решения" - делай лучше меняВ этом подразделе авторы стремились предоставить читателю схемы для самостоятельных исследований с уже отлаженными установками параметров элементов и приборов. Некоторая подсказка содержится в этом случае в самом построении схемы, и на получение результата должно уйти немного времени (обычно не более 5 минут). В качестве примеров возможных задач для различных разделов электротехники и электроники привед╦м по одной типичной задаче по основным рассматриваемым темам. Примеры задач для самостоятельного решенияЦепи постоянного токаДано: J1 = 1 A; E2 = 7 B; E3 = 3 B; E4 = 6 B; E5 = 5 B; E6 = 10 B; R2 = 7 Ом; R4 = 3 Ом; R5 = 1 Ом; R6 = 2 Ом; R7 = 2 Ом (рис. 2).
Цепи переменного тока
Трехфазные цепиОпределить показания вольтметра в схеме с несимметричной нагрузкой (рис. 4). Модули всех сопротивлений в схеме равны 1 Ом. Резонансные цепи
Переходные процессы в цепях с одним накопителем энергии
Переходные процессы в цепях с двумя накопителями энергии
Диодные схемыДвухполупериодный выпрямитель нагружен на сопротивление RL (рис. 8). Частота питающей сети 60 Гц. Проведены три опыта:
Известно, что величина действующего значения тока диодов в 1-м и 3-м опытах различается на 0,2 А. Найти: максимальное обратное напряжение на диодах, величину выделяемой в нагрузке активной мощности для 1-го и 3-го опытов. Схемы с операционными усилителямиЗадача 3. (с11_062) Дано: Электромагнитное реле К срабатывает при напряжении на его обмотке не менее 4 В (независимо от полярности) (рис. 9). Найти: Напряжение на выходе усилителя (при расч╦те прямое падение на диодах принять равным нулю). Логические схемы
Счетчики и триггерыРазработайте, соберите схему и проверьте работу сч╦тчика с КСЧ = 5, взяв за основу сч╦тчик на вычитание со следующими последовательностями изменения состояний:
ДешифраторыРазработайте схему четыр╦хканального мультиплексора, используя микросхему 74139. Составьте таблицу функционирования схемы. Экспериментально проверьте работоспособность схемы. Переход к профессиональным программам - шоссе кончилось, не сменить ли мерседес на вседорожникПри переходе к профессиональной деятельности подготовленный читатель, возможно, захочет использовать решения задач, полученные им в Electronics Workbench 4.0, в профессиональных программах с более широкими возможностями. При этом легче всего перейти к программе Electronics Workbench 5.12 или другим программам Electronics Workbench пятой версии. Для этого необходимо просто открыть файл *.са4 в этой программе и сохранить его как файл *.ewb. Программа Electronics Workbench 5.12 обладает уже многими возможностями профессиональных программ: многовариантный анализ при постоянном и переменном напряжениях, Фурье-анализ, анализ шума и нелинейных искажений, температурный анализ, анализ положения нулей и полюсов, передаточных функций и чувствительностей. Несколько сложнее осуществляется импорт файла в программу Pspice, функциональные возможности которой ещ╦ шире. ЗаключениеНеобходимость в подобном подходе и инструменте при изучении курсов теории цепей, радиоэлектроники, основ вычислительной техники, а также прикладных разделов электроники давно ощущалась. С осени 1995 года на кафедре электротехники Московского государственного института электронной техники (МГИЭТ) начался активный процесс исследования и использования программы Electronics Workbench для обучения студентов. Впоследствии к этой работе начали подключаться и другие технические университеты России. Большой вклад в подготовку материалов внесла кафедра промышленной электроники Московского энергетического института. Книга содержит более 1000 задач, опробованных и проверенных на 4.0. Эти задачи можно найти либо на двух дискетах, прилагаемых к книге, либо в сети Интернет на сайте со свободным доступом издательства "Додэка" (www. Dodeca.ru). В течение 5 лет работы над книгой авторы внимательно следили за динамикой развития и распространения этой программы за рубежом и использования е╦ в учебных курсах технических университетов. По данным самой компании Interactive Image Technologies, на сегодняшний день продано более 130 000 копий программного продукта. Программа существует на 7 языках. Она постоянно совершенствуется, появляются новые версии, в том числе и профессиональные, наблюдается их преемственность и совместимость. В зарубежных издательствах появляются учебники по курсу теории цепей и электронике, базирующиеся на использовании этого пакета программ для проведения экспериментальных исследований. Программа становится своего рода стандартом для применения в учебном процессе в зарубежных технических университетах. Не останавливаясь на правомочности этого факта, следует отметить, что различные версии программы Electronics Workbench помещены на доступные для российских специалистов компакт-диски, посвящ╦нные различным программам анализа электронных схем. Практически у всех студентов и инженеров эта программа уже есть. Таким образом, наличие книги и доступного программного продукта создают все необходимые предпосылки для активного использования такого подхода при организации учебного процесса в техникумах и вузах. Этот подход будет несомненно полезен также широкому кругу специалистоа, связанных с разработкой и исследованием электронных устройств. Добро пожаловать в виртуальный мир электротехники и электроники, который всегда рядом с Вами! Желаем Вам успехов и удовольствия на этом пути. Литература
|
Volosatoff пишет... На Формуле программиста я выполнил урок <Вступительное слово> на видеокурсе <Демо игры> за 35 мин. Чему я научился: Устанавливать Visual Studio. Что было самым сложным: Ничего сложного. Программу не пишу потому что еще ничего не создал. Моё мнение: Спасибо что разжевывается до мелочей, возможно это и не нужно многим, но приятно знать что если где то затормозить то помощь все таки придет. Вот ссылка на мой отчёт: http://www.videosharp.info/6221/checking/game0=123 С уважением, herasima
02/08/2016 23:03:36 |
ScottGep пишет... Женский портал представляет
05/09/2017 15:36:48 |
Dannyder пишет... http://materi-deti.ru/author/seosale/page/4>5 РРРРРёРРСС РёРС РРС РРССРРРР РСазРРРёРР°: СР°РРРё, РР° РР СРРСРР РР·РРРР° РСРё РРСРРРРРРССРё: РаРизРР°РРёСССС? 4 СРРСРРР° РРСРРРёС РёР·РРРРё 28/09/2017 23:33:56 |
Ваш комментарий к статье | ||||