AVNET: портрет компании
Рассматривая историю мировой электроники, нельзя не отметить, что эта отрасль (в отличие от большинства других) сформировалась не только за счет симбиоза производитель электронных компонентов (ЭК) - производитель электронной техники (ЭТ). Активное влияние на ход ее развития оказали дистрибьюторы ЭК. Для понимания роли дистрибьюторов в современной электронной отрасли полезно познакомиться с историей крупнейшего мирового дистрибьютора - компании AVNET.
Едва ли Чарльз Эвнет (Charles Avnet) мог предполагать, что основанная им в далеком 1921 году компания станет лидером мировой дистрибьюции ЭК. Начав с продажи запасных частей к судовым радиостанциям в городах Восточного побережья США, уже к середине 20-х компания стала поставлять комплектующие быстро развивающимся производителям автомобильных и бытовых радиоприемников. Компания и сама включилась в производство электронной техники, начав с автомобильных антенн, а затем, в годы Второй Мировой войны - и антенн для нужд армии. В 40-е годы партнерами Чарльза Эвнета становятся его сыновья, сначала Лестер (Lester Avnet), а затем и Роберт (Robert Avnet). В 1955 году компания начинает производство разъемов в Нью-Йорке, а в следующем году запускает аналогичное производство в районе Лос-Анжелеса. В 1955 году компания инкорпорируется, годом позже ее оборот впервые достигает $1 млн., а в 1959 году ее акции начинают котироваться на бирже.
К началу 60-х компания, называемая уже AVNET ELECTRONICS Corp., подошла как сложившийся диверсифицированный холдинг с интересами в области электроники, аудиооборудования, приборов военного назначения и производства керамики. К этому времени сформировалась корпоративная концепция развития, основанная на приобретении различных компаний (в т.ч. конкурентов), что позволяло достичь темпов развития бизнеса, недостижимых при обычном «органическом» росте. В 1964 году умирает основатель компании Чарльз Эвнет. В том же году покупается крупный американский дистрибьютор Hamilton Electro, специализирующийся на зарождающемся рынке полупроводниковых приборов. Характерно, что этот бренд сохранялся очень долго, а основатель Hamilton Electro Энтони Гамильтон (Anthony Hamilton) до 1988 года был ключевым руководителем объединенной компании. Следует ометить, что покупались не только дистрибьюторы ЭК: в компанию «вливались» производители автомобильных компонентов, музыкальных инструментов и звукозаписывающей аппаратуры. И когда в 1969 году отмечалось первое десятилетие с момента IPO, оборот компании составил $252,1 млн., что соответствовало 40-кратному росту относительно уровня 1959 года ($6,4 млн). При этом в компании работало более 5000 человек, продажи осуществлялись в 60 странах и в LineCard были включены 170 ведущих американских производителей ЭК.
В 1970 году умирает Лестер Эвнет (его брат Роберт ушел из жизни пятью годами ранее) и полувековая история семейного бизнеса закончилась. Спад в отрасли потребовал реструктуризации бизнеса, но под руководством нового президента Симона Шейба (Simon Sheib) в 1979 году компании удалось преодолеть планку продаж в $1 млрд. Из полученных $54 млн. прибыли, 54% приходились на долю Electronics Marketing Group - подразделения, отвечающего именно за дистрибьюцию ЭК.
После смерти в 1980 году Симона Шейба председателем совета директоров и CEO становится Энтони Гамильтон, а президентом - Леон Мачиз (Leon Machiz), основатель компании Time Electronics, дистрибьютора электрических соединителей, купленной AVNET'ом в 1968 г. Начало 80-х опять совпало с кризисом американской экономики и у дистрибьюторов наступили тяжелые времена. Рост прибыли сменился ее 10% снижением, что потребовало принятия мер экономии, в т.ч. и сокращения штатов. Кроме того, проводилась работа по целенаправленному снижению стоимости складских запасов: с $567 млн. в 1988 году до $457 млн. в 1990. Несмотря на все трудности, компании удалось удержать прибыль на уровне $54 млн. в 1989 году. В том же году уходит из жизни Энтони Гамильтон и Леон Мачиз вплоть до 1998 года становится главой компании.
В начале 90-х компания AVNET, пройдя через череду структурных преобразований, проведя ISO-сертификацию и добившись высокой степени централизации, обратила свой взгляд на европейский рынок. В 1991 году покупается английский дистрибьютор Access Group, затем в 1992 - французский FHTEC Composants, а в 1993 - скандинавская компания The Nortec Group и немецкая Electronic 2000 AG. В 1994 году пришла пора для покупки крупнейшего конкурента на американском континенте - компании Hall-Mark Electronics. В результате этих приобретений годовой объем продаж достиг величины $3,5 млрд. (+59%), а прибыль возросла до $102,1 млн. (+48%). Вплоть до конца столетия компания демонстрировала устойчивый рост (16,35% CAGR), пик которого пришелся на 2000 год, когда у руля компании уже стоял ее нынешний глава Рой Вэлли (Roy Vallee).
Достигнутый в 2000 году объем продаж в $9,17 млрд. (+44% к 1999 году) был безусловным рекордом, а уровень «выработки» на одного работника просто вызывал шок - $935 тыс. в год! И именно тогда Рой Вэлли произнес свою знаменитую фразу - «Прилив поднимает все лодки», поскольку вся мировая электроника переживала в тот год невиданный бум, продлившийся и в 2001 году, когда компания показала оборот в $12,81 млрд. (следует учитывать, что финансовый год в AVNET заканчивается в июне). Затем начался спад. Но на гребне той волны компания AVNET еще сильнее укрепила свои позиции в Европе, купив за $740 млн. крупнейшего европейского полупроводникового дистрибьютора EBV Group. Помимо EBV Electronik, компании, ведущей историю с 1969 года и имевшей представительства в 27 странах Европы, ближнего Востока и Южной Африки, в «комплект» покупки входила компания WBC и логистический центр Atlas Service Europe близ Мюнхена.
Таким образом, начало нового века компания AVNET встретила в качестве транснационального дистрибьютора с тремя подразделениями:
- Electronics Marketing (EM) с долей продаж в общем обороте компании в 72,4%
- Computer Marketing (CM) с долей продаж в 20,3%
- Applied Computing (AC) с долей продаж в 7,3%
Продуктовая линейка выглядела следующим образом:
- Полупроводники - 63,4%
- Компьютерная продукция- 23%
- Пассивные компоненты- 7,3%
- Электромеханические ЭК- 6,3%
Географически продажи распределялись так: 72,8% продаж - Америка, 22,4% - EMEA (Европа, Ближний Восток, Африка) и 4,8% - Азия. Имея более 180 производителей ЭК в Linecard, склад на сумму более $1 млрд. и более 100 тысяч обслуживаемых потребителей, компания AVNET ведет непрекращающийся спор за лидерство со своим главным конкурентом - компанией ARROW, о которой будет рассказано в следующем номере.
Из последних приобретений компании AVNET, а всего их было более 40 за последние 15 лет, можно назвать покупку за $676 млн. европейского дистрибьютора Memec, который в 2005 году был объединен с WBC, и новая компания получила имя AVNET MEMEC.
В наши дни структура компании AVNET заметно упростилась - сохранилось всего два подразделения:
- Electronics Marketing (EM) с региональным делением на Americas, EMEA и Asia/Pacific и долей в обороте равной 65% в 2006 финансовом году
- Technology Solutions - вся продукция компьютерной и ИТ тематики, включая embedded-решения, составляющие 35% оборота 2006 года
Имея 268 офисов в 70 странах и представляя интересы более 250 производителей ЭК и компьютерной техники, компания AVNET занимает 212 место в Top500 журнала Fortune. И является крупнейшей публичной компанией со штаб-квартирой в штате Аризона. Для иллюстрации масштабов бизнеса можно еще добавить, что ежедневно со складов компании заказчикам отгружается более 25 тысяч наименований продукции, при общем числе таких наименований в базе компании 1,5 млн.
Для российских электронщиков полезной может быть информация о структуре AVNET EM EMEA - европейской части бизнеса дистрибьюции ЭК, которую с 1 октября 2006 возглавляет Патрик Заммит (Patrick Zammit). В эту структуру с объемом продаж в 2006 году в $2,4 млрд. и числом работающих 2700 чел., входят четыре компании: AVNET MEMEC, EBV ELECTRONIK, SILICA и AVNET TIME. Каждая из этих компаний имеет собственное представительство в Москве. Однако следует учитывать, что представительства не занимаются поставками ЭК в Россию, а лишь оформляют сделки, причем минимальный объем закупки по одной позиции может составлять несколько тысяч евро. Поэтому основной бизнес в России ведется через крупных федеральных дистрибьюторов, к числу которых относится и компания КОМПЭЛ.
Всем, кто интересуется деталями можно порекомендовать посетить корпоративный сайт компании AVNET - www.avnet.com.
Ваш комментарий к статье | ||||